Как не «сгореть» на любимой работе?

Как не «сгореть» на любимой работе? Или еще раз о прививке от стресса для педагогов

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. По данным ВОЗ через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя.

«Идея реализации тренинга «Профессиональный антистресс» обсуждалась экспертами РОО Развития медицины спорта и здоровья «СПОРТИМЕД» давно. Изначально мы считали, что зонами риска в деятельности педагога являются траектории «педагог-ребенок» и «педагог-администрация ОУ», но после первого же тренинга нам пришлось менять тренинговую программу и включить туда еще один элемент для отработки практических навыков — и это взаимоотношения в сфере «педагог-родитель». Оказалось, что наиболее стрессогенным являются интеракции именно в этой системе» — с этих слов начал тренинг Сергей Холькин.

Как не допустить развитие профессионального стресса? Методы профилактики для купирования симптомов «сгорания» на рабочем месте.

Как не допустить развитие профессионального стресса? Какие методы профилактики использовать для купирования симптомов «сгорания» на рабочем месте? Как помочь выгоревшему сотруднику и коллеге? — на эти и другие вопросы участников ответил эксперт в области традиционной китайской медицины Сергей Владимирович Холькин.

Тренер искусно использовал в упражнениях метафоры и древние китайские притчи и сумел доступно донести до участников тренинга простые правила эмоционального здоровья.

Хотелось бы привести его советы, которые являются синтезом китайских и европейских психологических и медицинских практик.

19 простых правил эмоционального здоровья или как избежать встречи с эмоциональным выгоранием:

  1. Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.
  2. Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.
  3. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости и стресса.
  4. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу.
  5. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
  6. Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
  7. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
  8. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  9. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность. Работа и коллеги с вами только до достижения пенсионного возраста, после чего вы останетесь один на один с собой.
  10. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  11. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.
  12. «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества», — писал В.А. Сухомлинский. Вечно занятые педагоги редко читают бестселлеры, не смотрят нашумевшие фильмы, постановки и… постепенно теряют к этому вкус. Следствием может стать потеря уважения со стороны учеников. Такого учителя ученики считают безнадежно отставшим от жизни, а затем переносят свой вывод на предмет, который тот преподает.
  13. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью. Хобби-терапия – способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации.
  14. Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.
  15. Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой. К сожалению, многие люди постоянным атрибутом своего существования сделали тягостные переживания негативных жизненных мелочей: неприятности они возводят в ранг трагедии (что особенно характерно для учителей с их ранимостью); всех оценивают через призму прежних разочарований, копят недовольство и обиды и при этом страдают прежде всего сами.
  16. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  17. Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны.
  18. Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма – это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.
  19. И конечно же занимайтесь тренировкой тела. Упражнения могут быть любыми, но главное, чтобы они прочно вошли в вашу жизнь и стали образом жизни и мышления.

«Дорогие наши учителя! Берегите свое здоровье! Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет – и суда нет. Большая мудрость содержится в изречениях: «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% — из того, как вы ее воспринимаете», «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней». Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. Негативное эмоциональное состояние — заразно. Депрессия может поглотить не только Вас, но и как вирус распространиться на все ваше окружение, в том числе и на ваших воспитанников — наших детей» — подытожила встречу психолог РЦМП Элина Сафина.

Читайте также: