Мотивационная программа «Зачем тебе здоровье?»
План-конспект мотивационной лекции
«Зачем тебе здоровье?»
Автор: эксперт Региональной общественной организации развития медицины, спорта и здоровья «СпортиМед» РБ, специалист по китайским профилактическим и оздоровительным системам, сертифицированный инструктор цигун-терапии Холькин Сергей Владимирович.
Консультанты:
— кандидат медицинских наук, доцент кафедры медицинской реабилитации ИДПО БГМУ, заведующий врачебно-физкультурным отделением ГБУЗ РБ ГКБ№10 г.Уфы Тихомиров Андрей Юрьевич;
— психолог, эксперт Региональной общественной организации развития медицины, спорта и здоровья «СпортиМед» РБ Ревуцкий Вячеслав Александрович.
Цель лекции: популяризация здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом в молодежной среде; профилактика деструктивных моделей поведения в т.ч. наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Задачи лекции:
- содействие в формировании осознанного отношения молодых людей к своему здоровью;
- создание устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни;
- внедрение принципов активного сохранения физического и психического здоровья в мировоззрение подростков и молодежи;
- стимулирование к развитию навыков эффективного противодействия негативным влияниям социума.
Целевая аудитория: учащиеся высших и средних учебных заведений.
Продолжительность: 45-60 мин.
Аннотация
Если мы остановим на улице сто человек и спросим их: хорошо ли пить, курить и ругаться матом, то все, безусловно, ответят, что это плохо. Но придерживаются ли эти люди в своей повседневной жизни такого принципа?
Вряд ли. В лучшем случае, процентов 5.Это типичный пример расхождения между декларируемой и реальной жизненной позицией. Психологи объясняют данное явление стремлением в конкурентном социуме казаться лучше, чем ты есть на самом деле.
Проблема многих проектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни, как раз в том, что они хорошо влияют на декларативную составляющую, но слабо помогают реальной. Поэтому очень важно изучать конструктивный опыт неформального отношения к этому вопросу, и разрабатывать новые эффективные программы, направленные на формирование здоровьесберегающего мировоззрения у молодежи.
Мотивационная лекция «Зачем тебе здоровье?» составлена по принципу тех воспитательных бесед, которые в китайских школах цигун и у-шу помогают ученику сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к ведению здорового и активного образа жизни.
На данный момент КНР занимает 2-еместо в списке стран с наибольшим количеством долгожителей. Ключевую роль в достижении подобного результата играет формирование здорового мировоззрения. Для китайцев здоровье это не просто ценностная категория жизненной философии. Это осознанный долг перед самим собой и своими близкими.
В китайских школах у-шу и цигун много времени уделяется вопросу формирования у учеников здоровьесберегающего мировоззрения. Та мотивация и тот ориентир на ведение здорового образа жизни, которые они получают с ранних лет, остается с ними на всю жизнь. Поэтому в Китае никого не удивляет большое количество людей самого разного возраста, занимающихся оздоровительной гимнастикой в парках и скверах современных мегаполисов.
Все мы живем в социуме и неизбежно сталкиваемся с проявлениями деструктивного поведения в моделях других людей. Чтобы успешно противостоять соблазнам и искушениям, молодой человек должен иметь представление о тех процессах и механизмах, которые лежат в основе нашего поведения, наших привычек и зависимостей. При этом, важно создать у него ощущение получения конкурентного преимущества перед теми, кто не обладает этим знанием, что очень значимо для данного возраста.
По этому принципу работает феномен моды. Когда человек понимает, что занятия спортом и отсутствие вредных привычек выгодно отличает его от других и делает привлекательным в глазах противоположного пола, то лучшей мотивации к действию просто не придумать.
В традиции обучения используются различные хитрости и приемы, помогающие привлечь внимание ученика, повести за собой, вдохновить, «показать горизонт» и тем самым помочь осознанному формированию поведения. Этому способствуют и красивые притчи, создающие привлекательный образ, к которому хочется стремиться, и различные риторические приемы. Например, вопросительная форма «Зачем тебе здоровье?» вовлекает молодого человека в аналитический процесс, создавая обучающую конструкцию, в которой ему не просто читают нотацию, а вместе с ним рассуждают и формируют осознанную поведенческую модель.
Данный материал получил положительное заключение по результатам психолого-педагогической экспертизы ГАУ «Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи», а также заслужил благоприятный отзыв специалистов ГБУЗ РБ «Республиканский центр медицинской профилактики».
Ключевые тезисы
- Здоровье , как часть культурной традиции в Китае.
- Как формируется система ценностей и приоритетов человека.
- Как устроен физиологический механизм зависимости.
- Как наш мозг попадает в ловушку удовольствия.
- Какие маркетинговые уловки используют табачные и алкогольные компании, чтобы заманить клиентов.
- Какие приемы используют наркодиллеры, чтобы посадить человека на наркотик.
- Как человек попадает в ловушку сиюминутной моды, а потом страдает всю жизнь.
- Что такое стратегическое мышление и как оно влияет на образ жизни человека.
- Как научиться ставить жизненные цели и достигать их.
Список используемой литературы:
- Маюров А.Н.,Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Пятницкая Н.Н. Наркомании: Руководство для врачей.-М.: Медицина, 1994.
- Сперанская О.И. Табачная зависимость: перспективы исследования, диагностики, терапии; Руководство для врачей.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.
- Ян Цзюньмин. Корни китайского цигун. Секреты успешной практики. — М.: ООО Издательский дом «София», 2004.
Дополнительные материалы:
Отзыв ГБУЗ РЦМП (Республиканского Центра
Медицинской Профилактики) на лекцию «Зачем тебе здоровье?»
Заключение по материалам лекции «Зачем тебе здоровье?»
Республиканского молодежного социально-психологического
и информационно-методического центра.